Валторна

ВАЛТОРНА – медный духовой инструмент, ведущий происхождение от старинного охотничьего рога (немецкое Waldhorn буквально означает – лесной рог). Отсюда первое впечатление от звучания валторны связано у слушателей с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но валторне свойственны и мужественные, драматически краски, они напоминают о другой стороне жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигнал к началу рыцарских турниров.

Современная валторна представляет собой свернутую в круг металлическую, узкоканальную трубку длиной более 3 м со множеством завитков и завершающуюся широким раструбом. В центре круга расположен вентильный механизм, регулирующий длину воздушного столба и понижающий высоту натуральных звуков. Ранние образцы валторн не имели этого механизма, располагали лишь звуками натурального звукоряда и строй их зависел от длины трубки. Однако ряд «промежуточных» звуков удавалось извлекать, вводя кисть правой руки в отверстие раструба. С изобретением вентильного механизма (начало XX в.) звуковые и технические возможности валторны возросли, хотя и теперь она остается «кантиленным» инструментом; интервальные скачки трудны для нее, зато прекрасно звучат гибкие, пластичные мелодии широкого дыхания. Воздух в инструмент вдувается через мундштук.

Тембр валторны – мягкий, певучий, богатый красками, великолепно сливающийся с тембрами струнных и деревянных. Велики и динамические возможности инструмента: от нежнейшего pianissimo до мощного forte (существует специальный прием игры «раструбом вверх», при котором достигается наибольшая сила звучания). Роль сурдины (приспособление, применяемое во время игры на музыкальных инструментах, для приглушения звучности и частичного изменения тембра, латинское surdus означает – глухозвучащий) обычно выполняет свободная правая рука исполнителя: звучание инструмента при этом резко меняется, приобретая таинственную, зловещую окраску. Диапазон валторны – около 3 ½  октав.

Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также широко используется как сольный и ансамблевый инструмент.

В настоящее время в оркестрах применяются валторны главным образом двух разновидностей: в строе «Фа» и «Ми-бемоль».

Концерты для валторны с оркестром писали В. Моцарт. К. Вебер, Р. Шуман, Р. Штраус, а также советские композиторы Р. Глиэр, Ю. Левитин, А. Арутюнян и др.

Среди выдающихся валторнистов – чех Я. Штих-Пунто (1746-1803), для которого специально писали Моцарт, Бетховен; австралийский валторнист И. Лейтгеб (1745-1811), англичанин Д. Брейн (1921-1957), советский музыкант М. Буяновский (1891-1966), воспитавший плеяду первоклассных исполнителей.

Интересный факт: Международным символом почты является почтовый рожок, цилиндрический медный или латунный духовой инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном.

Моцарт, Малер и другие композиторы включали этот музыкальный инструмент в некоторые свои произведения для оркестра. В таких случаях на инструменте обычно играет валторнист оркестра.  

Почтовый рожок. Коллекция Норвежского почтового музея в музее Майхауген.

Официальный знак белорусской национальной почты.

В Пермском губернском оркестре в настоящее время играют 3 валторниста: Анатолий Розов (концертмейстер группы валторн), Александр Субботин, Дмитрий Белоусов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомиться со звучанием валторны в процессе оркестрового и ансамблевого исполнения вы можете на концерте «Знакомство с инструментами духового оркестра» в рамках проекта «Классный час с Губернским оркестром».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Энциклопедический словарь юного музыканта/Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. Москва, 1985.
  2. Краткий музыкальный словарь для учащихся/Сост. Ю.С. Булушевский, В.С. Фомин. Издательство «Музыка». Ленинградское отделение, 1972.
  3. Интернет-ресурс http://valtornist.ru

Подготовила материал администратор оркестра Наталья Ознобихина 

Партнеры